Адаптированная образовательная программа 2018-03-11T12:05:34+05:00

Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная образовательная программа для  детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи разработана на основании заключений и рекомендаций ПМПК.

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии

Согласно заключениям ТМПМПК представленным в МБДОУ – детский сад № 547 на логопункт зачислены дети, имеющие ОНР I, II, III уровня и в рекомендациях обозначена необходимость работы по адаптированной образовательной программе соответствующей особым образовательным потребностям ребенка.

    Нормативные документы, регламентирующие вопросы проектирования и реализации АОП

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014 г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014 г.).

  5. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изм. от 04.04.2014).

  6. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

  7. Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».

  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».

  9. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

      Научные и методологические основания

Проектирование АОП базируется на нескольких наиболее значимых подходах, существующих в современной образовательной теории и практике.

Системно-деятельностный подход, как ведущий в стандартизации системы общего образования Российской Федерации (А.Г. Асмолов).С позиции системно-деятельностного подхода при проектировании образовательной программы акцент смещается с содержательного аспекта программы на результаты деятельности ребенка в процессе освоения образовательного содержания. Таким образом, результаты деятельности ребенка могут выступать как отражение его позитивной социализации и индивидуализации, развития личности. Соответственно, проектирование образовательной программы начинается с образовательных результатов. т.е. о тех результатах, которые приобретаются в разных видах образовательной деятельности и культурных практиках ребенка.

Компетентностный подход, как один из возможных результатов оценки образования «знания в действии» (А.Г. Асмолов) «компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности». Это позволяет установить связь: задача развития ребенка - достижение ребенка (результат) – задача развития ребенка (для общеразвивающих групп, комбинированных групп и  групп компенсирующей направленности).

Субъектно-деятельностный подход (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова и др.), признающий за ребенком активность, самостоятельность, инициативность, творчество, стремление к сотрудничеству и взаимодействию в детских видах деятельности (для общеразвивающих групп, комбинированных групп и  групп компенсирующей направленности).

Теоретическая основа проектирования АОП - гуманитарная феноменология детства, определяющая характерные черты и проявления дошкольного детства (для общеразвивающих групп, комбинированных групп и  групп компенсирующей направленности.)

С учетом специфики работы с детьми с ОВЗ необходимо учитывать:

индивидуально-дифференцированный подход к разработке и условиям реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья(для общеразвивающих групп, комбинированных групп и  групп компенсирующей направленности;

функционально-системный подход, связанным с организацией коррекционно-педагогического процесса, который дает возможность использовать комбинированную модель образовательного процесса, сочетая между собой элементы образовательного процесса, развивающей предметно-пространственной среды,  комплексно-тематической модели вокруг функции коррекции и компенсации основного дефекта у ребенка с ограниченными возможностями здоровья (для комбинированных групп и  групп компенсирующей направленности.

Проектируя АОП нельзя забывать о принципах построения программы: принципы ФГОС дошкольного образования, общедидактические принципы, коррекционно-педагогические принципы.

Принципы, отраженные в ФГОС дошкольного образования:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • сотрудничество организации с семьёй;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Общедидактические принципы:

  • принцип целенаправленности педагогического процесса;

  • принцип целостности и системности педагогического процесса;

  • принцип гуманистической направленности педагогического процесса и уважения к личности ребенка;

  • принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе.

При отборе принципов организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательной организации целесообразно выделить:

  • принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

  • принцип единства диагностики и коррекции;

  • принцип планирования и организации специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей;

  • принцип группировки учебного материала в разных разделах программы по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения;

  • принцип реализации деятельностного подхода к коррекционно-воспитательной работе, т. е. проведение всех видов воспитательной работы – образовательной и коррекционной – в русле основных видов детской деятельности;

  • принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;

  • принцип компетентностного подхода;

  • принцип учёта психофизического состояния ребенка при определении объёма и характера проводимой с ним работы по освоению образовательной программы;

  • принцип взаимосвязи в работе специалистов;

  • принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе;

  • принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для дальнейшей социальной адаптации;

  • принцип планирования и проведения всех образовательных и коррекционно-воспитательных мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с коррекцией нарушенных функций и формирование приемов их компенсации;

  • принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

Цель реализации программы: создание условий для обеспечения коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

Основные задачи реализации АОП

  1. Развивать психологическую базу речи.

  2. Корригировать нарушенные группы звуков с  вводом их в собственную речь ребенка.

  3. Развивать фонематические процессы.

  4. Обогащать и активизировать словарь.

  5. Формировать грамматический строй речи.

  6. Формировать связную речь.

В процессе проектирования АОП использовалась Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста  Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.pdf